Наша школа - казённое учреждение.
Поскольку по обязательствам казенного учреждения в конечном счете отвечает его учредитель, уставный капитал в данном предприятии не формируется (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
Имущество казенного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовать, сдавать в аренду, списывать и т. п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т. е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства).
Деятельность казенного учреждения определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного учреждения программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг):
объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;
фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом;
лимит численности работников;
объем средств, выделяемых из бюджета учредителя учреждения, и условия их предоставления;
мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного учреждения;
задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;
задания по созданию и освоению новых видов продукции;
задания по подготовке и переподготовке кадров;
условия реализации развития казенного учреждения, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.
Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества казенного учреждения помимо общих полномочий учредителя унитарного учреждения вправе:
изымать у казенного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного учреждения обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного учреждения.
Таким образом, правомочия казенного учреждения в части использования имущества, поставок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, а также распоряжения доходами от осуществления коммерческой деятельности крайне ограниченны.